Известия > 04.06.2010 > Заместитель Министра образования и науки России Сергей Мазуренко: Интеграция образования и науки позволяет повысить уровень подготовки кадров
Вопросы поддержки молодых российских ученых постоянно находятся в сфере внимания правительства. О том, какие конкретные шаги предпринимаются в этой области, "Известиям" рассказал заместитель министра образования и науки России Сергей Мазуренко.
ИЗВЕСТИЯ: Сергей Николаевич, что сегодня делают власти для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере наноиндустрии?
СЕРГЕЙ МАЗУРЕНКО: Ежегодно осуществляется адресная поддержка молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук в виде грантов президента России. Только в 2010 году гранты получили 400 молодых кандидатов и 60 докторов наук, чьи диссертации отличались значительной научной новизной и свидетельствовали о заметном вкладе молодых ученых в развитие науки и техники и об их творческом даровании. Государство также поддерживает исследования в области наноиндустрии, проводимые ведущими научными школами: в 2010 году были отмечены 36 молодых кандидатов наук, 6 докторов наук и 44 ведущие научные школы. Особое место в подготовке кадров высшей квалификации, предусматривающей кадровое обеспечение в сфере наноиндустрии, занимают федеральные целевые программы. К примеру, ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" предусмотрен целевой индикатор "Количество молодых специалистов, привлеченных к выполнению исследований и разработок". Его значение только к 2012 году должно составить 20 - 23, 5 тыс. человек.
И: Каковы основные компоненты подготовки кадров для наноиндустрии?
МАЗУРЕНКО: Это поддержка деятельности научно-образовательных центров (НОЦ) в рамках реализуемых Роснаукой ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы и "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы". Всего за 2009-2013 гг. планируется поддержать около 1300 НОЦов. Срок реализации каждого проекта составляет 3 года. Важнейшей частью развития наноиндустрии является подготовка специалистов для развития национальной нанотехнологической сети (ННС), основанной на междисциплинарном подходе к их образованию и тесной связи с научными исследованиями. Своевременным шагом стало открытие в России нового направления подготовки дипломированных специалистов - "Нанотехнологий". В рамках этого направления введены специальности "Нанотехнология в электронике" с базовым вузом - Московским государственным институтом электронной техники (технический университет) и "Наноматериалы" с базовым вузом - Национальным исследовательским технологическим университетом "Московский институт стали и сплавов".
На базе ведущих вузов России будут также созданы 32 НОЦа по направлению "Нанотехнологий". Их основная задача - интеграция научной и образовательной деятельности для подготовки специалистов с высшим образованием всех уровней и выполнения научных исследований и разработок мирового класса, а также участие в разработке программ обучения и популяризации знаний в области нанотехнологий как единой технологической культуры нового века.
И: Способствуют ли НОЦы развитию интереса студентов и молодых ученых к научным исследованиям в сфере нанотехнологий?
МАЗУРЕНКО: Интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание новых НОЦов нацелены на устранение искусственных барьеров между научными организациями и вузами. Интеграция образования и науки позволяет повысить уровень подготовки кадров для науки с учетом тенденций и перспектив развития рынка труда, обеспечивает рост эффективности исследований и разработок, качества образовательных программ высшего профессионального образования, а также способствует притоку и закреплению в науке и образовании молодых специалистов.
Сегодня комплексно и эффективно решить проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров можно только на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать ресурсы.
И: Востребованы ли НОЦы по направлению "Нанотехнологий" студентами и аспирантами?
МАЗУРЕНКО: Несомненно. В результате реализации проектов в области наноиндустрии в рамках ФЦП "Кадры" в 2009 году было привлечено более 500 аспирантов и 600 студентов, а в 2010 году их число составило более 800 и 1000 соответственно.
И: Будет ли развиваться система НОЦов после завершения ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы"?
МАЗУРЕНКО: Безусловно, будет, однако для дальнейшего эффективного использования объектов инфраструктуры образовательного сегмента ННС, созданных на базе ведущих вузов, необходимо создать условия для комплексного использования полученных результатов. Для этого нужно разработать регламент функционирования информационно-аналитической системы образовательного сегмента ННС в целях совершенствования учебного процесса и научных исследований; использовать средства удаленного доступа к комплексам уникальных научных и технологических установок для организации дистанционного обучения и проведения экспериментов. Надо также повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава и научных работников подведомственных вузов в области нанотехнологий на базе НОЦ ННС с использованием сетевой информационно-аналитической системы организации; проводить мониторинг деятельности НОЦ ННС, сформированных на базе вузов. Все эти шаги позволят нам комплексно и системно решить проблемы подготовки высококвалифицированных кадров и закрепления их в науке, образовании и инновационной сфере.
Если мы ведем разговор о привлечении молодежи в сферу нанотехнологий, нельзя ограничиваться только студентами и аспирантами, надо смотреть глубже на эту проблему. Мы считаем, что интерес к перспективным и приоритетным для государства направлениям науки, техники и технологий мы должны формировать еще в школе. Для этого мы еще два года назад совместно с компанией НТ-МДТ инициировали проект по поставке в школы учебно-научных комплексов для преподавания основ нанотехнологий - платформ НАНОЭДЬЮКАТОР. Это недорогие комплексы, но они позволяют изучать молекулярную структуру вещества. Только в 2009 году в школы по всей России было поставлено 48 комплектов оборудования - это 48 классов для изучения основ нанотехнологий, специальные обучающие программы. Фактически складывается школьная обучающая сеть таких центров. И это только начало.
Мы полагаем, что современная научно-методическая, технологическая система должна охватывать все ступени образовательной и научно-исследовательской деятельности, формировать интерес к творческой высокотехнологичной деятельности на ранних стадиях обучения, поэтому стремимся обеспечить качественным оборудованием для ведения исследований как вузы, так и школы.