Вечерняя Москва > Кадры для инновационной России / О наиболее важных задачах, стоящих перед высшим образованием, рассказывает Андрей Фурсенко
Высшее образование России за последние 20 лет прошло через ряд непростых реформ и трансформаций.
Эти изменения неоднозначно оценивались абитуриентами, студентами и работниками высшей школы, однако в необходимости модернизации столь важной сферы жизни общества и государства сегодня никто не сомневается. Ведь жизнь не стоит на месте - развиваются наука, производство, и профессиональные навыки приходящих в них молодых специалистов должны соответствовать требованиям времени и реальным условиям, в которых работают современные предприятия.
О наиболее важных задачах, стоящих сегодня перед высшим образованием, и путях их решения рассказал в своем интервью министр образования и науки Российской Федерации, доктор физико-математических наук А. А. Фурсенко.
- Андрей Александрович, какие проблемы высшей школы вы как министр считаете на сегодня наиболее актуальными?
- Во-первых, все наши граждане должны иметь равные возможности для получения качественного высшего образования. Не должно быть ни территориального, ни финансового, ни какого-либо другого неравенства. Всё должны решать только знания и способности. Те меры, которые мы принимаем сегодня, содействуют решению именно такой задачи.
Это и введение ЕГЭ, и поддержка олимпиадного движения, и развитие по всей стране мощных научно-образовательных кластеров - федеральных и национальных исследовательских университетов, и переход на уровневое образование.
Во-вторых, высшая школа должна обеспечивать такую систему подготовки кадров, которая соответствует инновационной экономике. Фактически высшая школа должна готовить специалистов завтрашнего дня.
Это достаточно сложная задача. Поэтому требуется система гибких образовательных программ, активное повышение квалификации преподавателей, регулярное обновление материально-технической базы.
Кроме того, чтобы быстро реагировать на потребности реальной экономики, необходим также запуск системы непрерывного образования. Мы должны работать на опережение.
- Известно, что в 1990-е годы во многом была нарушена преемственность подготовки научных и педагогических кадров вузов. Что сейчас делается для улучшения этой ситуации?
- 1990-е годы одинаково затронули все стороны нашей жизни, и сфера образования здесь не исключение. Однако картина все же не такая мрачная - вузы страны работали, и научная деятельность высшей школы не прерывалась. Конечно, произошел в какой-то степени разрыв поколений - молодежь, не видя для себя материальных и карьерных перспектив, неохотно шла работать в вузы. Последние годы ситуация выправляется. Например, сегодня в российских аспирантурах учатся 147 тысяч человек, в докторантурах - 4000. Это реальный источник для пополнения и развития профессорско-преподавательского состава вузов.
Но все-таки дело не в количестве, а в качестве наших профессоров. Для развития кадрового потенциала, для привлечения молодежи была принята федеральная целевая программа "Научные и научнопедагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы. Она предусматривает механизмы улучшения качественного состава и обновления научных и научно-педагогических кадров, а также создание эффективной системы мотивации научного труда. Кроме того, организована система стимулирования притока и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий.
Прежде всего это касается ОПК, энергетической, авиационнокосмической, атомной и других приоритетных для России высокотехнологичных отраслей промышленности.
Новые условия будут поддержаны и развитием инфраструктуры. В частности, планируется строительство общежитий и домов для преподавательского состава. Причем такие мероприятия прежде всего должны коснуться тех вузов, которые показывают наилучшие результаты при подготовке специалистов для высокотехнологических секторов экономики.
Продолжение интервью с министром образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко читайте в выпуске рубрики "Дело, которому служишь" 21 мая 2010 г.
Автор: Николай ЧЕРНЕГОВ