www.ast-centre.ru
Цель Ваших интересов ?
  •   классификация обучаемых
  •   оценка компетенций
  •   аттестация персонала
  •   оценка качества деятельности
  •   другое

Особенности национальных экзаменов в ряде стран мира. Ковалева Г.С.


 

Особенности национальных экзаменов в ряде стран мира [1]

Ковалева Г.С.  Центр оценки качества образования ИОСО РАО
 

Изменения, происходящие в российском образовании в последнее десятилетие, затронули всю систему, включая и экзамены. Жесткая централизованная система экзаменов заменена более гибкой, учитывающей региональные и местные особенности. Появились региональные и школьные экзамены. Предпринята попытка введения независимых экзаменов, выпускных из средней школы и вступительных в высшие учебные заведения. Для проведения независимых экзаменов создан Республиканский Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений.

В период значительных перемен полезно иметь информацию об организации, проведении, а также содержании национальных экзаменах в ведущих странах мира. Данная информация может быть использована для определения перспективных направлений развития системы экзаменов в России.

Цель данной статьи обобщить информацию о том, как проводятся вступительные экзамены в высшие учебные заведения в развитых странах мира и помочь российским специалистам, занимающимся организацией, разработкой и проведением вступительных экзаменов, выбрать наиболее надежный и объективный способ их проведения, учитывающий современные мировые тенденции.

Среди многих стран мира особо выделяются несколько стран, в которых существуют развитые системы отбора выпускников школы для поступления в вузы, использующие последние достижения в области педагогических измерений. К таким странам можно отнести Австралию, Англию, Германию, Нидерланды, США, Францию, Японию, и др. Системы экзаменов этих стран имеют много общего и одновременно отличаются друг от друга. Учитывая ограниченные возможности статьи, представим сложившуюся ситуацию в мире на примере пяти стран: Англии, Германии, Франции, Японии и США.

Какие требования к поступлению в высшие учебные заведения имеют некоторые развитые страны?

АНГЛИЯ и УЭЛС. Для поступления в колледжи и университеты английские юноши и девушки должны вначале завершить обязательное образование в 16 лет, а затем получить дополнительную углубленную подготовку по выбранной области специализации. Для получения документа о завершении среднего образования - GCSE (General Certificate of Secondary Education) выпускники школы должны сдать экзамены по 8 предметам. И только если они получат три наивысших балла A,B и C не менее чем по пяти предметам по семибальной шкале A-G, они могут поступить в специальные классы, в которых в течение двух лет будут готовиться к сдаче экзаменов в университет. По данным 1991 г. 62% выпускиков обязательной средней школы поступили в эти классы для продолжения образования.

Подготовка в вузы осуществляется в основном по трем предметам, на каждый из которых тратится приблизительно одинаковое время. Учащиеся сами выбирают эти предметы. Как правило, все они включают одну или близкие области знаний (математику и естествознание или гуманитарные предметы). Завершая двухлетнее обучение, учащиеся сдают экзамены повышенного уровня (A-level examinations) по выбранным предметам. Для поступления в большинство вузов страны нужно успешно сдать экзамены повышенного уровня по 2-3 предметам.

Интересными для сравнения являются статистические данные о сдаче экзаменов. Так, в 1992 г. 32% восемнадцитилетних англичан сдавали экзамены повышенного уровня, около 80% из них или 25% представителей данного возраста получили проходной балл. 15% получили проходной балл по трем и более предметам, 6% по двум и 4% по одному предмету.

ФРАНЦИЯ. Десятилетнее обязательное образование для французских учащихся заканчивается получением диплома коллежа (brevet de college) в 16 лет. Диплом выдается на основе результатов тестирования по трем предметам (Французский, математика, история или география), в дипломе также учитываются результаты обучения по всем остальным предметам.

Около 85% выпускников коллежа для завершения среднего образования поступают в трехлетний академический лицей, при окончании которого выдается диплом бакалавра (Baccalaureat Diploma), или в двухлетней профессиональный лицей, который завершается выдачей аттестата (Certificat d’Aptitute Professionelle). Только диплом бакалавра дает право на поступление в высшие учебные заведения страны. В 1992 г. 51% молодежи страны соответствующей возрастной группы получили или диплом бакалавра или аттестат о профессиональной подготовке, т.е. получили возможность поступить в вузы страны.

Для получения диплома бакалавра французские студенты должны сдать письменные и устные экзамены по основным изучаемым в лицее предметам, продемонстрировав глубокие знания в различных областях. Набор экзаменов определяется  направлением лицея, но один экзамен по Французской литературе обязательный для всех.

Прохождение письменного тестирования занимает в среднем до четырех дней, всего 25 ч чистого времени.

В дипломе бакалавра указывается балл бакалавра, который рассчитывается на основе баллов, полученных на всех экзаменах с учетом весов отдельных предметов. Максимально возможный балл - 20 как для каждого экзамена, так и для балла бакалавра. Считается, что экзамен сдан, если набрано 10 баллов. Диплом выдается, если также набрано 10 баллов, но по всем предметам. Приведем перечень экзаменов, которые должны сдавать, например, студенты физико-математического направления лицея и укажем их вес при вычислении среднего балла бакалавра. Студенты должны сдать шесть письменных экзаменов: Французская литература (3 - /вес предмета при вычислении балла бакалавра/), история или география (2), математика (5), биология или химия (2), физика (5), философия (2),  и один устный экзамен по иностранному языку (3).

По данным 1992 г. 43% молодежи страны одной возрастной группы сдавали экзамены на получение диплома бакалавра, получили же диплом 36% данной группы.

В последнее время наиболее престижные и элитарные университеты Франции, а также некоторые факультеты в обычных университетах, на которые поступает наибольшее число абитуриентов, требуют сдачи дополнительного экзамена (Concours), для чего необходима специальная подготовка в течение 1-2 лет. В связи с этим около 30% молодежи в возрасте от 19 до 21 года посещают подготовительные курсы университетов или специальные курсы.

ГЕРМАНИЯ. Для поступления в университеты немецкие юноши и девушки должны завершить полноценное 13-летнее среднее образование в гимназии и получить аттестат Abitur.

Немецкая система образования отличается достаточно ранней дифференциацией учащихся. Обычно после окончания начальной школы все немецкие дети разделяются по способностям на три потока. Часть из них идет в основную 9-летнюю школу, дающую общую и начальную профессиональную подготовку. Вторая часть идет в 10-летнюю реальную школу, дающую подготовку среднего уровня и позволяющую продолжить обучение на второй ступени средней школы (гимназии). Оставшаяся,  наиболее способная часть детей, продолжает обучение на первой и второй ступенях гимназии. В 1990-91 учебном году около 33% учащихся обучалось в основной школе, 28% в реальной школе и 31% в гимназии. Выпускники реальной школы при желании продолжить обучение могут поступить в гимназию и получить необходимый для поступления в вуз аттестат.

Для получения аттестата Abitur нужно сдать четыре выпускных экзамена. Допуск к экзаменам получают только те, кто завершил изучение 28 учебных курсов, 22 из которых основного уровня, а шесть - углубленного. Из всех изученных курсов выпускники для экзамена выбирают четыре, по одному из следующих трех областей знания: 1) языки, литература и искусство; 2) социальные науки; 3) математика, естествознание и технология. Два экзамена из выбранных четырех должны быть углубленного уровня; один из них устный.

В аттестате указывается общий балл, учитывающий результаты обучения за последние два года и результаты экзаменов. Например, максимально возможный балл аттестата 840 может состоять из 540 баллов по результатам изучения учебных предметов (330 для 22 основных курсов и 210 - для шести углубленных) и 300 баллов за сдачу экзаменов. Для получения аттестата нужно набрать не менее 280 баллов.

По данным 1991 г. 37% молодых людей одной возрастной группы сдавали экзамены Abitur и 95% из них сдали их успешно. Обычно большинство (85%) из получивших аттестат поступают в университеты в течение двух лет.

В последнее время при поступлении в вузы большую роль стал играть общий балл аттестата. В связи со значительным увеличением числа учащихся, получающих аттестат, многие университеты не могут предоставить абитуриентам свободный выбор факультетов. Поэтому при приеме на наиболее популярные факультеты стали проводить дополнительное тестирование или собеседование. На многих факультетах университетов Германии существует лист ожидания.

ЯПОНИЯ. Число абитуриентов, поступающих в японские университеты, значительно превышает данные показатели для многих стран мира. В 1990 г. они составили 43% от возрастной группы. Это объясняется тем, что профессиональная карьера в Японии значительно зависит от наличия высшего образования и от  того, в каком университете оно было получено.

Первая дифференциация японских учащихся начинается при поступлении в старшую среднюю школу после окончания обязательной девятилетней школы. Прием осуществляется на основе школьных отметок и результатов выполнения вступительных тестов, содержание которых ориентировано на национальные программы, но отличается для различных регионов (префектур) страны. Интересно упомянуть, что результаты выполнения тестов никогда не сообщаются учащимся, они высылаются прямо в те школы, в которые учащиеся собираются поступить. Самые элитные школы, в которые поступают самые способные учащиеся, как правило, связаны с самыми престижными университетами страны, выпускники которых занимают наиболее важные и состоятельные позиции в обществе.

Ежегодно 95% выпускников обязательной 9-летней школы поступают в старшую среднюю школу и только небольшой процент в профессиональную школу. Однако следует заметить, что профессиональная подготовка осуществляется и в старшей средней школе, ее получают около четверти учащихся.

В связи с тем, что экзамены играют основную роль при поступлении в старшую среднюю школу и университет, учащиеся и их родители очень серьезно относятся к подготовке к этим экзаменам. Более половины учащихся 7-9 классов занимаются дополнительно после школы по двум-трем предметам.

Для того чтобы поступить в университет, выпускник средней школы должен пройти два тура экзаменов. Первый тур экзаменов (University Entrance Center Examination /UECE/), одинаковых для всей страны, учащиеся последнего года обучения сдают почти за полгода до поступления в вуз. Сдача этих экзаменов обязательна для всех государственных и некоторых частных университетов. Учащиеся должны пройти тестирование по нескольким предметам из 12. Их число определяется требованиями университета, в который они планируют поступить. Например, самый престижный Университет Токио принимает документы у абитуриентов, сдавших не менее 5 национальных экзаменов (UECE), другие университеты  требуют сдачи 2-3 экзаменов.

Второй тур экзаменов проводится самими университетами. Данные экзамены превосходят по сложности национальные экзамены, они разрабатываются специалистами университетов и отличаются по содержанию для различных университетов и даже для отдельных факультетов одного и того же университета. Обычно абитуриенты должны сдать 1-2 университетских экзамена. Конкурс в университеты очень высокий и многие из тех, кто не поступил в университет, продолжают в течение 1-2 лет готовиться к сдаче этих экзаменов. Повторно сдающие экзамены обычно составляют одну треть от общего числа абитуриентов.

США. Самая разветвленная система отбора выпускников школы в колледжи и университеты существует в США. Страна имеет самое большое число колледжей и университетов в мире, включая двухлетние коммунальные колледжи. В большинстве университетов и колледжей при приеме учитываются некоторые из следующих показателей: число кредитов, полученных при обучении в старшей средней школе; отметки по отдельным курсам, изученным в школе, результаты экзаменов, проводимых частными компаниями; или другие факторы, такие как, письменные сочинения, интервью и участие во внешкольных мероприятиях. Для поступления почти в треть вузов страны вообще не требуется сдачи вступительных экзаменов.

Интересным является то, что в США переход с одной ступени обучения на другую осуществляется без особых препятствий - экзаменов или других форм обязательной оценки уровня учебных достижений, хотя за время обучения в школе учащиеся выполняют бесчисленное множество стандартизированных тестов, проводимых различными организациями. Результаты выполнения этих тестов, как правило, не влияют на продвижение учащихся по этапам обучения.       Как известно, в США нет единых национальных экзаменов, как и нет единых программ обучения. Единственным измерителем содержания образования, которое получают выпускники старшей средней школы, является единица Карнеги - 1 кредит (1 кредит соответствует изучению одного курса, продолжительностью 120 учебных часов, ориентированного на подготовку в университет.). Для поступления в высшие учебные заведения выпускник средней школы должен набрать не менее 14-16 кредитов. Абсолютно ясно, что данная характеристика не отражает уровня подготовки выпускников.

Наиболее известные и распространенные экзамены в США, которые могут учитываться при поступлении в вузы, это - тест SAT (Scholastic Achievement Test), который разрабатывается совместно службой педагогического тестирования ETS (Educational Testing Service) и комитетом по колледжам (College Board) и тест ACT (American College Testing)., разрабатываемый также ETS и организацией, проводящей тестирование American College Testing Program. Ни один из этих экзаменов не связан с программами обучения. Тест SAT проверяет вербальные способности и знания по математике. Его обычно сдают около 43% выпускников школы. Тест АСТ состоит из суб-тестов по отдельным предметам (английскому языку, математике, чтению и естествознанию), его сдают около 35% выпускников. Результаты выполнения тестов SAT и ACT учитываются при приеме практически во все четырехлетние вузы.

Выше упомянутые организации College Board и ETS также проводят и другие экзамены Асhievement Tests (ACH Tests) и  Advanced Placement (AP), результаты которых также учитываются при приеме в вуз. Они разрабатываются практически по всем учебным предметам и в большей степени связаны с учебными программами. Для выполнения этих тестов требуются глубокие знания школьных предметов. Результаты сдачи данных экзаменов принимаются большинством колледжей и университетов США. Для подготовки к экзамену АР разработаны специальные программы  по 20 предметам, по ним занимаются 48% американских средних школ, выпускники которых ориентированы на поступлении в вузы. Однако экзамен AP, который относится к экзамену углубленного уровня, выполняют только 7% выпускников, а сдают его только 4 %.

Как организовано проведение экзаменов и кто разрабатывает содержание экзаменационных работ?

В Англии экзамены, на основе которых принимается решение о приеме в вуз, проводятся семью независимыми экзаменационными комитетами. Непосредственно содержание экзаменационных вопросов и руководства по их проверке и оценке разрабатываются в каждом комитете предметными комиссиями, в которые входят школьные учителя и преподаватели университетов. Кроме того, каждый комитет разрабатывает и свои программы подготовки к сдаче экзаменов, по которым в течение двух лет обучаются школьники.

Несмотря на то, что экзаменационные материалы и программы подготовки к ним, разработанные отдельными комитетами, отличаются друг от друга, для обеспечения единых и равных условий проведения экзаменов по стране они утверждаются Советом по программам и оценке учебных достижений SCAA (SCHOOL Curriculum and Assessment Authority), созданным при Министерстве образования.

Первоначально все экзаменационные комитеты были связаны с университетами, сейчас они стали независимыми организациями, существующими за счет платы за экзамены, а также за учебные программы, которые разрабатываются по всем предметам, по которым проводятся экзамены. Сфера деятельности каждого экзаменационного комитета не ограничена территорией, на которой расположен комитет. Качество подготовленных экзаменационных материалов и учебных программ определяют репутацию данного комитета и его конкурентноспособность.

Во Франции экзамены разрабатываются специалистами 28 академий, которые объединены в четыре группы, каждая из которых разрабатывает свой собственный экзамен. Министерство образования играет существенную роль в разработке и проведении экзаменов. Оно определяет темы, по которым оценивается подготовка учащихся, а также расписание экзаменов и процедуры их проведения. Непосредственная разработка содержания экзаменов осуществляется специалистами-предметниками из лицеев и университетов при участии представителей инспекторской службы страны. Проверяют экзаменационные работы учителя.

В Германии степень децентрализации в разработке содержания экзаменов наивысшая среди рассматриваемых стран. Каждый район страны (Lander) определяет содержание изучаемого предмета (его программу) и содержание экзаменов, но при этом учитываются общие  рекомендации Министерства образования Германии. В большинстве регионов страны экзаменационные задания разрабатываются учителями школ, которые сами проводят, проверяют и оценивают экзамены. Учителям страны оказывается большое доверие. Следует отметить, что при подготовке и переподготовке учителей особое внимание уделяется проблеме педагогических измерений: разработке надежных и валидных измерителей, объективной проверке работ учащихся и выставлению баллов.

В начале каждого года, учителя разрабатывают систему заданий и отправляют их на экспертизу в министерство образования данного региона. Проведение экзаменов разрешается только по утвержденным материалам. Во многих регионах существует система перепроверки учителями работ своих коллег.

Только в шести регионах Германии создание экзаменационных работ и проверка результатов осуществляется централизованно на уровне региона.

В Японии при Министерстве образования, науки и культуры существует Национальный Центр по вступительным экзаменам в университеты (National Center for University Entrance Examinations), который отвечает за все, что связано с проведением первого тура экзаменов, обязательных для всех абитуриентов (от регистрации желающих сдать экзамены до проверки работ и оформлении документа о сдаче экзамена). Содержание экзаменов разрабатывается двадцатью предметными комитетами, в которые входят преподаватели университетов, рекомендованные руководством университетов. Одной из задач комитетов является контроль за соответствием содержания экзаменов национальным программам и обеспечением одинакового стиля, формы, а также уровня трудности экзаменов по всем предметам. Представители профессиональных организаций учителей-предметников ежегодно встречаются с членами комитетов для экспертизы и обсуждения содержания, уровня трудности и формы экзаменов.

Экзамены второго тура организуются самими университетами, каждый из которых имеют собственную процедуру их разработки.

В США независимые организации, проводящие экзамены, для разработки их содержания приглашают учителей. Например, для разработки теста AP комитет по колледжам приглашает учителей, которые работают по программам AP. По каждому предмету организуется отдельная группа, задачей которой является подготовка содержания экзамена, отвечающего всем требованиям учебного курса AP, а также требованиям университетов. Для этого проводятся специальные исследования, в которых изучается  соответствие содержания экзаменов требованиям вузов. Обычно эти исследования охватывают сотни университетов страны.

В отличие от экзаменов всех анализируемых стран, в которых используются, как правило, задания со свободными ответами, экзамены AP включают две части: задания с выбором ответа и задания со свободными ответами. Первая часть экзамена оценивается с помощью компьютерных технологий, вторую часть проверяют учителя и преподаватели вузов, прошедшие специальную подготовку. Для обеспечения объективности проверки каждая работа оценивается четырьмя проверяющими.

Что из себя представляют экзамены или итоговые тесты, по результатам которых абитуриент получает право поступления в высшие учебные заведения?  Каковы подходы к оценке экзаменационных работ?

Покажем особенности структуры и содержания экзаменов различных стран на примере экзамена по одному предмету.

На сдачу экзамена A-level английские школьники в среднем тратят до 9-10 ч. Экзаменационная работа обычно разрабатывается в одном варианте и состоит из нескольких частей, при выполнении которых нужно показать различные знания и умения.

Возьмем для примера экзамен по биологии 1992 г., разработанный Лондонским комитетом по экзаменам. Приведем спецификацию данного экзамена, которая определяет его содержание, т.е. темы, по которым группируются задания и виды деятельности, которые должны продемонстрировать учащиеся при выполнении заданий.

Рассматриваемый экзамен включал обязательные темы и темы по выбору. Обязательные темы: 1. Биология клетки. 2. Питание и дыхание. 3. Окружающая среда. 4. Экология. 5. Генетика. 6. Транспорт веществ и гомеостаз. 7. Регуляция деятельности организма. 8. Размножение и развитие. Темы по выбору: А. Микроорганизмы и биотехнология. В. Прикладные аспекты ботаники. С. Прикладные аспекты зоологии.

Экзамен проверял овладение следующими видами предметных и общеучебных умений:

            A. Знание и понимание

            - биологических фактов, терминов, принципов, понятий и взаимоотношений;

            - экспериментальных методик;

            - применения современной биологии в жизни  общества (например, для решения проблем окружающей среды), а также в экономике и технологии.

            Б. Применение биологических знаний при

            - выдвижении гипотез, планировании и проведении экспериментов и интерпретации результатов;

            - обработке и анализе количественной и качественной информации, включающей результаты экспериментов;

            - формулировании выводов;

            - оценке валидности экспериментов, их результатов, выводов и высказываний;

            - нахождении противоречий, предположений и ошибок;

            - решении проблем (социальных, экологических, экономических, технологических и др.).

            В. Точность при использовании экспериментальных и практических методик, включая точность наблюдений и записи результатов.

            Г. Согласованное и последовательное изложение биологической информации в письменном виде, а также в виде таблиц, диаграмм, рисунков и графиков.

Экзамен состоял из 5 частей. Все задания требовали письменного ответа. Среди них задания с краткими ответами, с полными развернутыми ответами и задания-эссе. Все задания имели подвопросы, в конце каждого сообщалось, сколько баллов дается за его выполнение (от 1 до 30). Две части экзамена включали вопросы, связанные с проведением экспериментальных и практических работ. Их выполняли по специальному разрешению только те учащиеся, которые не имели возможности провести экспериментальные работы в школе.

Краткое описание работы приводится в таблице 1.

Таблица 1

Часть

Описание

Время на выполнение

Число вопросов

Максимально возможный балл за выполнение части

Вес данной части в экзамене

1

Темы 1-5

3 ч

15

160

40%

2

 

Темы 1-5(практическая работа или альтернативная письменная)

1,5 ч

5

40

10%

3

Темы 6-8

2 ч

9

100

25%

4

Темы по выбору А,В или С

7

60

15%

5

Темы 1-8 и по выбору А,В или С (практическая работа или альтернативная письменная)

1,5 ч

3

40

10%

Всего

39

9

400

100%

Вся экзаменационная работа выполнялась в один день. К сожалению, очень трудно привести типичные задания, т.к. они все отличаются по содержанию, форме, структуре и числу подвопросов. Они охватывают все вышеперечисленные проверяемые умения. Практически все задания включают рисунки, графики, таблицы, диаграммы, сделанные на основе экспериментальных исследований. В некоторых заданиях или требуется в масштабе изобразить организм, назвать основные его части и их назначение, в других требуется построить и проанализировать график, таблицу и др. При выполнении заданий необходимы знания статистических методов обработки экспериментов. В самых простых заданиях (одно-два задания на весь экзамен), требуется объяснить значение определенного понятия, за правильное выполнение такого задания дается 2 балла. А в задании, на которое отводится наибольшее время (45 мин) и за которое дается наибольшее число баллов (30) требуется, например, проанализировать факторы, которые оказывают влияние на распределение растений и животных в исследованной абитуриентом территории.

По результатам выполнения каждого экзамена выставляются итоговые баллы A-G, соответствующие различному результату выполнения экзамена. После проверки всех работ во всех экзаменационных комитетах еще раз выравниваются требования к отдельным итоговым баллам, с тем, чтобы, например, балл С соответствовал одному и тому же уровню подготовки учащихся по всей стране, независимо от того, в каком экзаменационном комитете был сдан экзамен.[2]

Экзамены, которые сдают французские студенты для получения диплома бакалавра, существенно отличаются от английских как по объему, так и по времени проведения. Рассмотрим в качестве примера, письменный экзамен по биологии, разработанный в 1992 г. для студентов естественнонаучного отделения лицея для региона, включаюшего Париж, Амьен, Руэн, Версаль и некоторые другие города. На данный экзамен отводилось 3 ч. Из предложенных двух вариантов студент должен был выбрать один. Каждый вариант состоял из двух частей, включающих пять заданий со свободными ответами. Первая часть включала только одно задание с несколькими подвопросами на знание и понимание основного биологического материала; за его правильное выполнение давалось 10 баллов. Вторая часть включала 4 задания с подвопросами на интерпретацию информации, представленной в различных документах (описаниях экспериментов с использованием диаграмм, таблиц и графиков). За правильное выполнение этой части также давалось 10 баллов.

Решение о сдачи экзамена принималось на основе итоговых баллов, полученных за выполнение работы. Считалось: что экзамен сдан, если было набрано 10 баллов. За 10-11 баллов выставлялась отметка удовлетворительно, за 12-13 - почти хорошо, за 14-15 - хорошо и за 16 и выше баллов - очень хорошо.

В качестве примера немецкого экзамена Аbitur рассмотрим экзамен по биологии, разработанный для выпускников гимназии земли Баден-Вюртемберг в 1992 г. (Данный регион Германии один из немногих, в которых проводится централизованный экзамен.) Экзаменационная работа состояла из одного варианта, включающего шесть частей (1. Энзимы. 2. Иммунобиология. 3. Генетика. 4. Нейробиология. 5. Молекулярная биология. 6. Эволюция.). В каждой части было по 5-6 вопросов, на которые учащиеся должны были дать письменные ответы, продемонстрировав свои знания биологического материала и умения объяснять, изображать схемы различных биологических объектов, решать биологические задачи, интерпретировать результаты экспериментов и другие умения. Всего в работе было 31 задание. На весь экзамен отводилось 4 ч 30 мин.

Примером экзамена, которые сдают японские школьники на втором туре, может быть вступительный экзамен 1991 г. в один из самых престижных университетов страны, в Токийский Университет.             Экзаменационная работа состояла из одного варианта. Она включала три части из пяти заданий (всего 15 заданий), на большинство из которых нужно было дать краткие и развернутые (до 70-100 слов) письменные ответы. На экзамен отводилось 2 ч 30 мин. Каждая часть включала задания из одного раздела биологии, например, физиологии человека. Как правило, все задания начинались с описания некоторого теоретического материала, практической ситуации или эксперимента. Абитуриенты должны были продемонстрировать умение применять свои знания в незнакомой ситуации на основе анализа приведенной интегрированной информации.

Последним рассмотрим американский экзамен AP по биологии 1990 г. Как уже отмечалось, он состоит из двух частей, включающих различные по формату задания: в первой части только задания с выбором ответа или соответствия, во второй части - задания со свободными ответами. Известно, что для оценки учебных достижений учащихся с помощью заданий с выбором ответа или заданий соответствия необходимо использовать достаточно большое число заданий для обеспечения надежности измерения. В связи с этим в первой части экзаменационной работы AP по биологии таких заданий 120, причем 20 из них - задания на соответствие. По содержанию они охватывают весь школьный курс биологии. Во второй части всего четыре задания со свободными ответами на знание и понимание теоретического материала, а также на анализ и интерпретацию экспериментальных данных. Вес каждого задания и самих частей при подсчете итогового балла различный: за выполнение всех заданий первой части дается 60 баллов (0,5 балла за задание), а за выполнение четырех заданий второй части дается 40 баллов (10 баллов за каждое задание). Итоговый балл за выполнение заданий с выбором ответа корректируется с учетом угадывания. На основе общего балла за выполнение обеих частей выставляются отметки: 5 - очень хорошая подготовка, 4 - хорошая подготовка, 3- подготовлен, 2 - возможно подготовлен, 1 - не рекомендован (для поступления в вуз, примеч. автора). Проходной балл - от 3 до 5. Установление соответствия между баллами и отметками осуществляется экспертно.Следует добавить, что как и в большинстве стран экзамен AP разрабатывается в одном варианте. На выполнение 124 заданий отводится полтора часа.

*  *  *

Анализ представленной информации показывает, что страны имеют разные требования к уровню подготовки абитуриентов. В Англии требуется продемонстрировать углубленную подготовку по 2-3 предметам, во Франции наоборот показать широту подготовки по различным областям знаний, в Германии требуется одновременно продемонстрировать и широту, и глубину подготовки: освоить 28 учебных курсов и сдать четыре экзамена, два из которых повышенного уровня.

Различия наблюдаются в целях экзаменов и их содержании. В США одной из основных целей является определение (прогнозирование) способности абитуриента обучаться в высшем учебном заведении, а в остальных рассматриваемых странах - оценить уровень подготовки по основным предметам. В связи с чем, содержание американских экзаменов, как правило, не связано или частично связано с учебными программами, а содержание экзаменов других рассматриваемых стран ориентировано полностью на содержание школьного образования.

В ряде стран, например, Франции и Германии экзамены выполняют двойную роль, одновременно используются в качестве выпускного школьного экзамена и определяют балл диплома или аттестата, на основании которого осуществляется прием в вуз.

Как правило, министерства образования стран контролируют содержание всех вступительных экзаменов в вузы, используя различные средства (рекомендации по разработке экзаменов, обсуждения, экспертизы и др.). Только в США такой связи не прослеживается.

Различается организация экзамена. В Англии и США экзамены проводятся независимыми организациями, в них участвуют все желающие поступить в университет. Во Франции и Германии экзамены проводятся в школе, т.к. они являются неотъемлемой частью среднего образования. В Японии первый тур экзаменов проводится государственным центром при Министерстве образования, а второй - самими университетами.

Существенно различается и форма проведения экзамена: время на его проведение, возможность выбора предложенных вариантов или вопросов, а также тип вопросов.

Время на проведение экзамена различается в рассматриваемых странах от 9 ч в Англии  до 1 ч 30 мин в США. Это иллюстрирует различие требований к объему материала, овладение которым нужно продемонстрировать на экзамене. Кроме того, более продолжительный экзамен требует большей дисциплины и концентрации внимания в течение длительного времени.

В двух странах из рассматриваемых (в Англии и Франции) абитуриенты имеют возможность выбрать отдельные вопросы или вариант в целом. Наличие выбора вопросов повышенной трудности явно имеет преимущества перед экзаменом более низкого уровня без возможности выбора и не только потому, что абитуриенты чувствуют себя более комфортно, т.к. им удается продемонстрировать то, что они лучше знают.

Наиболее отличительной особенностью представленных экзаменов, в основном европейских, является ориентация содержания проверки не на воспроизведение знаний, а на их применение в новой ситуации, на объяснение теоретического и практического материала, планирование и проведение научных экспериментов.

Содержание экзаменов также различно по охвату проверяемого материала и уровню его усвоения. Английские экзамены повышенного уровня охватывают очень большой по объему материал и проверяют его усвоение на достаточно высоком уровне. Французский экзамен бакалавра проверяет овладение только частью изучаемой программы, но на очень высоком уровне. Американский экзамен AP обычно отличается широтой охвата материала, проверяемого на более низком уровне по сравнению с европейскими экзаменами.

Все представленные Европейские страны имеют экзамены, в которых используются в основном открытые задания, на которые нужно дать краткие или развернутые письменные ответы. Иногда даже используются практические и экспериментальные задания. Только в одной из рассматриваемых стран США используются задания с выбором ответа, составляющие большую половину экзаменационной работы. Безусловно, задания с выбором ответа могут быть достаточно сложными, однако данная форма заданий дает возможность угадать правильный ответ. Кроме того, задания с выбором ответа могут оценить освоение ограниченного круга умений. Они не позволяют оценить насколько абитуриент может обосновать свой ответ, продемонстрировать последовательность и логику решения поставленных перед ним проблем, а также уровень овладения научными методами. Как правило, задания с выбором ответа проверяют знание фактологического материала, умение применять его в знакомых ситуациях или знание алгоритма решения задач. Они позволяют оценить более успешно широту овладения материалом, а не глубину.

Анализируя общие характеристики экзаменационных систем в рассматриваемых странах, следует отметить наличие в них механизмов и организационных структур, контролирующих и обеспечивающих качество работы на всех этапах проведения экзамена, доступность результатов для общественности.

Таким образом, представленный анализ показывает, что каждая страна решает проблемы отбора в высшие учебные заведения своим особым образом, учитывающим национальные и культурные традиции страны, а также уровень разработанности теории и методики оценки подготовки выпускников школы к обучению в вузе.


ЛИТЕРАТУРА

1. Abitur: Prufungsaufgaben mit Losungen, 1979-1992. Freising, Germany: Stark Verlagsgesellschaft mbH, 1992.
2. Advanced Placement Program. 1993 AP National Summary Report. New York: College Entrance Examination Board, 1993.
3. ETS Standards For Quality And Fairness. Educational Testing Service, Princeton,1987.
4. Physics Examination for University Entrance. Ed. Paul Black. New York: UNESCO, 1992.
5. SAT.  The College Entrance Examination Board, 1991.
6. The College Board Technical Handbook for the Scholastic Aptitude Test and Achivement Tests. College Entrance Examination Board, New York, 1984.
7. The College Board Technical Manual for Advanced Placement Program. College Entrance Examination Board, New York, 1988.
8. What College-Bound Students Abroad Are Expected To Know About Biology. American Federation of Teachers. Item No. 250. 1994.


[1] - данная статья опубликована в Народном образовании за 1999 г.
[2] - технические вопросы по проверке работ, определению итоговых баллов в данной статье не рассматриваются. Они представляют интерес только для узкого круга специалистов.

Источник: http://centeroko.ru/public.htm